Погода °C
USD 102.58
EUR 107.43
Поиск:
 
Erid: 2VtzquYR1Lv

Если договариваться, то только прозрачно: рабочие принципы Дмитрия Малинина

НИА-Кузбасс / Новости Кемерово и Новокузнецка

Работа адвокатов, вообще юридическая деятельность - это, конечно же, священнодействие. Это тот случай, когда из знаний, практически из чистого разума,  рождается не просто истина, рождается справедливость. Юристы возразят и скажут, что еще и из практики… Не посмею возразить. Чтобы как-то проникнуться этой атмосферой, корреспондент НИА-Кузбасс отважился задать Дмитрию Александровичу Малинину (адвокату и председателю  Коллегии адвокатов «Юрпроект», г.Кемерово) несколько, возможно, дилетантских вопросов.

 

- Дмитрий, а как вы решили стать юристом и почему такой выбор?

 

- Это история из детства. В классе практиковались товарищеские суды. Мы устраивали такие в школе. Наказание было разное: от щелбанов до более серьезных мер. И вот однажды на суд вызвали меня. Обвинение было особо тяжкое. Класс считал, что я узурпировал в свои 12 лет отношения с прекрасным полом. Да, я ходил к девочкам на уроки домоводства, вообще чаще общался с ними. Что делать? Защищаться!

 

Пришлось выработать линию защиты: я не узурпировал общение с одноклассницами, и, если ребята захотят, я готов каждому помочь в выстраивании отношений с юными дамами. Так,  я избежал «расплаты» и понял, что гуманитарные науки для меня.

 

Потом был историко-юридический класс Классического лицея, победа в областной Олимпиаде по истории, поступление на юрфак КемГУ, участие в разных студенческих активностях.  

Именно тогда, в мои 18 лет, мы организовали некоммерческую организацию «Актуальные проекты», из которой, собственно, и вырос нынешний  «Юрпроект».

 

- На каких направлениях сегодня специализируется ваша компания? Для кого ваши услуги? 

 

- Изначально нам казалось важным, чтобы наши услуги были простыми и доступными для самых начинающих предпринимателей. Вот как «Макдональдс». Не всегда новинки, не всегда какой-то эксклюзив, но и не будет неприятных сюрпризов. Все понятно, все логично. поэтому значительный удельный вес занимали регистрационные услуги. Был такой проект «Фирмодел»: «если фирму захотел, обращайся в «Фирмодел», если фирма надоела, тебе снова к «Фирмоделу».

 

За 10 лет вместе с нашими клиентами и их проектами выросли и мы. Сегодня у нас три ключевых направления в работе. И все они все связаны с бизнес-аудиторией.  

Главное направление работы компании - сопровождение бизнеса в земельно-имущественных вопросах, включая сделки с недвижимостью, вопросы налогообложения и арендных платежей за землю и недвижимость, а также защиту активов. 

Динамично развивающееся направление - так называемая «антикризисная практика» - налоговые споры, корпоративные конфликты (между партнерами по бизнесу)  и банкротство (ключевой упор сейчас идет на защиту от субсидиарной ответственности бывших руководителей и собственников компаний). 

Третье направление - сопровождение бизнеса в вопросах обычной хозяйственной деятельности (правовой анализ для принятия управленческих решений, разработка договоров и правовая регламентация бизнес-процессов, споры по задолженности и ненадлежащему качеству товаров, услуг, защита от претензий госорганов и так далее).

 

Несмотря на нахождение офиса в здании МФЦ, мы практически полностью исключили для себя работу с частными лицами по таким делам, как семейные, жилищные споры. Наш сегмент – малый и средний (реже - крупный) бизнес.

 

- Сколько человек работает в коллегии? Расскажите об этих людях...

 

- Сейчас в «Юрпроекте» работает 12 человек, это адвокаты, юристы и административно-технический персонал, практически все работают в Кемерове.   

В их числе мой бессменный (уже больше 15 лет!) компаньон - Денис Смотрин, руководитель той самой антикризисной практики - налоги, банкротство, корпоративные конфликты. Денис и экономист, и юрист. В свое время много сил потратил на написание кандидатской диссертации по экономике, а сейчас применяет полученные навыки в разработке стратегии защиты директоров от имущественной ответственности в делах о банкротстве и в обосновании налоговой выгоды в спорах с налоговой службой.

 

Ядро команды - наши старшие юристы Евгений Георгинский и Яна Александрова . Это опытные специалисты и замечательные люди. Евгений занимается, как это принято называть в современных юридических фирмах, практикой «разрешения споров». То есть в основном - судебной практикой по арбитражным делам (хозяйственные, корпоративные, банкротные споры и споры о правах на недвижимость). Яна ведет сложные земельно-имущественные проекты: защита недвижимости от захвата, снижение платежей за землю, оформление прав на участки для строительства линейных и других объектов. 

 

Адвокат Дарья Третьякова уже несколько лет ведет дела наших клиентов в Москве. Это очень удобно для нас, когда есть сильный специалист для работы в Арбитражном суде города Москвы и  в высших судебных инстанциях. Дарья повысила свою квалификацию в Российской школе частного права, теперь она не просто юрист, а магистр частного права.

Еще Дарья - автор книги «Кадастровая стоимость и обязательные платежи за землю и недвижимость». Это некое обобщение практики «Юрпроекта» за 6 лет работы. Выпустить книгу Дарье предложило московское издательство. Несколько месяцев спустя мы приняли решение издать подарочный вариант книги в 100 экземплярах. Его можно заказать на сайте «Юрпроекта».

 

- Что для вас главное в вашей профессии, какие главные ценности? Есть что-то такое, что вы никогда не сделаете?  

 

- Очень важный момент: мы уважаем наших клиентов и принципиально не обещаем им «решение вопроса» по договоренности с судьей / чиновником за деньги. Вся наша работа «от» и «до» строится на максимальной публичности и прозрачности. Те из наших коллег, кто обещают такое решение, редко на самом деле выполняют свои обещания. Работает принцип лотереи: выиграли дело - потому что «решили вопрос», проиграли - что-то пошло не так (вмешались потусторонние силы и так далее). 

Нам важна наша репутация, репутация «Юрпроекта». Были примеры, когда приходили люди, желающие на основе подложных документов оформить права на чужую землю или недвижимость. Таким мы отказываем, потому что те, кто нечистоплотен в мелочах, однажды обманут и юриста, который взялся им помогать. 

 

Есть любители привлекать юристов, чтобы навредить соседу или бывшему партнеру по жизни или бизнесу. С такими задачами мы тоже стараемся не связываться. Решить конфликт - одно дело, помогать вредить из чувства мести - совершенно другая история, нам чуждая. Важный момент для нас - понимание, что юрист - это не только профессионал, который выигрывает важные судебные споры. Он должен быть прежде всего медиатором, которых стремится урегулировать конфликт без суда, сократив время и уменьшив затраты и волнения клиента на ведение спора. 

 

Сначала мы пробуем разрешить дело, не прибегая к судебным спорам: пригласить коллег с другой стороны, встать над ситуацией, выслушать обе стороны и прийти к компромиссу. Для этого, как правило, требуется  составление графиков платежей, «дорожных карт», соглашений об урегулировании взаимных претензий и мировых соглашений (редко, когда это один документ: обычно на каждую группу вопросов между сторонами требуется отдельное соглашение или договор), подписание таких документов, которые дают гарантии добросовестного исполнения принятых обязательств, восстанавливают «status quo». Инструментов, позволяющих вести диалог, достаточно. 

 

Бывает, что одна из сторон не может открыть «всех карт» своей деятельности или своего интереса, тогда такое общение если и происходит, чаще всего обречено на провал. Если договариваться, то только прозрачно.

 

Надо быть готовым к взаимным уступкам, и главное, услышать другую сторону. И еще важный момент - исполнять договоренности. Всем сторонам. Если договорились, например, отправить «дорожную карту», другие схемы, документы – все должно быть сделано точно и в срок. Мы как переговорщики следим за соблюдением нашим клиентами таких формальностей.

 

- Дмитрий, расскажите о каких-то интересных делах, которые казались всем безнадежными, а вам удалось изменить ситуацию. Вообще, безнадежные дела - это неформат для вас или вы берете их в работу?

 

- Первое, что скажу: надо работать с ожиданиями клиента. Ведь по ходу ведения дела открываются новые детали, меняется позиция других участников процесса. Первый этап работы над такими делами - подготовительная и аналитическая работа. Мы опрашиваем клиента, рассылаем адвокатские запросы, анализируем информацию и готовим правовое заключение.

Нужно и важно, чтобы заказчик благодаря юристу четко понимал  стратегию защиты / нападения и варианты развития событий . Мы с клиентом определяемся, что может получиться, а что нет. Ну и в случае неудачи, какой «засадный полк» можно отправить в стан неприятеля.

 

Пример такого «безнадежного дела» есть и в нашей практике. Потребитель электроэнергии не хотел платить за её транзит по сетям владельца. Сетевик нес потери за транзит, затраты на электрика и ремонт кабельных линий,  платил налоги. А потребитель отказывался платить и еще и требовал возврата «переплаты» за прошлый период. Мы подошли с точки зрения не энергетического, а гражданского права. Есть в Гражданском кодексе правило: если ты договор подписал, признал его, ты не имеешь право его нарушать. Это эстоппель. Суд нас поддержал, несмотря на то, что в большинстве случаев суды принимали противоположную сторону. Плюс ко всему мы нашли, чем «ударить в тыл» противнику - предложили контрагенту расторгнуть договор на транзит и сделали расчет бездоговорного потребления. Сумма оказалась космически выше! Такой подход удержал оппонента нашего клиента от дальнейших тяжб и сподвигнул подписать соглашение об урегулировании всех споров.

 

Кто не берется за такие дела? Это «никогда не проигрывающие» дела адвокаты. Они для поддержания своей «звездности» ведут только очевидные дела. А в случае, когда дело с неясной перспективой, отказывают заказчику, чтобы не портить себе реноме. 

 

- Без поражений нет побед?

 

- Кстати, иллюстрирующий это выражение случай был в нашей адвокатской практике.  Компания-поставщик не предоставила накладную при передаче мебели, соответственно, покупатель мебель забрал и никакие документы о получении не подписал. А потом потребовал пеню за просрочку поставки этого товара. Мы понимали, что после этого он сможет еще потребовать возврата аванса за товар и естественно не захочет платить остаток цены. 

 

Стало понятно: если мы подадим встречный иск, то они заявят: не было поставки мебели вообще. Поэтому ситуация аховая и пеню придется платить. Мы сознательно проигрываем дело, при этом во всех отзывах указывая, что товар такой-то был поставлен тогда-то. Эти аргументы истец не счел нужным опровергать. И эти наши тезисы попали в мотивировочную часть решений судов первой и апелляционной инстанции. 

 

Как только решение вступило в силу,  мы подали иск о взыскании остатка по договору. А это самый остаток превышает сумму, проигранную нами по взыскании пени, и из первого поражения вышла реальная весомая победа.

 

- Советы читателям НИА-Кузбасс по выбору юриста, по взаимодействию с ним?

 

- Главный совет: надо выбирать юриста, который своим делом реально увлечен. Важно выбирать не только классных профессионалов, но и при этом порядочных людей. Они будут честны с вами. И будут всегда держать свое слово! 

 

- Огромное спасибо за ответы!

 


Подписывайтесь на нашу страницу новостей "Кузбассский вестник" в telegram.