Погода +6 °C
USD 76.82
EUR 89.66
Поиск:
 

Сергей Ващенко: «90% автолюбителей в Кузбассе платят транспортный налог меньше, чем в среднем по стране»

НИА-Кузбасс / Новости Кемерово и Новокузнецка

2СН2 1Транспортный налог – обязательный налог для всех владельцев транспортных средств в России. Это касается владельцев автомобилей, автобусов, катеров, снегоходов, мотоциклов и даже самолетов. Но самая массовая категория обладателей транспортного средства – это, конечно, автолюбители. Транспортный налог по федеральным законам – это имущественный налог. Другими словами, автолюбители платят не за то, что пользуются автодорогами, а за то, что владеют имуществом, в нашем случае – машиной. Все собранные от транспортного налога средства идут на строительство, ремонт и содержание дорог в регионах. О том, как регулируется транспортный налог на законодательном уровне в Кузбассе и сколько платят за авто в регионе – в тексте.

 

На законодательном уровне вопросы транспортного налога регулируются главой 28 Налогового кодекса РФ. Регионы сегодня обладают правом самостоятельно устанавливать налоговые ставки, льготы и дополнительные нормы в этой сфере налогообложения.

Транспортный налог в России, исходя из закона, налагается на конкретное транспортное средство. Автомобилист платит за то, что он владеет своим автомобилем. Природа этого налога – это не плата за ущерб дорогам или пройденное транспортом количество километров. Она состоит в самом факте обладания правом на автомобиль. Дискуссия на тему отмены налога в таком виде и его интеграции в топливные акцизы продолжается достаточно долго. Идеи и предложения часто возникают на самом разном уровне: от законодателей до разного рода общественных объединений. Однако такая мера, по мнению Сергея Ващенко, председателя комитета по вопросам бюджета, налоговой политики и финансов, как минимум, нуждается в том, чтобы объективно разобраться во всех последствиях такого решения:

«Да, действительно, неоднократно возникали самые разные предложения об отмене транспортного налога. Некоторые предложения были направлены на изменение существующей налоговой конструкции с тем, чтобы человек платил не за владение, а за то, сколько проехал его автомобиль. Это предложение не лишено здравого смысла, но лишь отчасти, на мой взгляд. С одной стороны, это справедливо, но, с другой, это может привести к одномоментному резкому росту цен на автомобильное топливо. Наверное, сегодняшняя конструкция неидеальна, но мне она представляется в сложившихся условиях оптимальной. Да и без кардинального пересмотра норм федерального законодательства, налогового и бюджетного кодексов, без пересмотра параметров межбюджетных отношений внутри всей нашей огромной страны тут тоже не обойтись».

В Кузбассе на 2019 год зарегистрировано около 777 тысяч транспортных средств. Легковых автомобилей – более 690 тысяч. По региональному закону сумма, которую владелец заплатит в качестве налога на свой транспорт, зависит напрямую от мощности его двигателя (ранжируется до 100, до 150, до 200 лошадиных сил и т.д). Чем мощнее двигатель, тем авто, как правило, дороже. Законодательная логика такова: если гражданин смог позволить себе дорогой транспорт, значит, он может (и должен!) платить более высокий налог за него. Но, важно отметить, что для основной массы автомобилистов, владельцев авто до 150 лошадиных сил, транспортный налог в нашем регионе значительно ниже, чем в других. Только 10% всех автолюбителей платят больше – владельцы более мощных авто, с двигателями свыше 150 л.с., но и в этом сегменте, по сравнению со средними показателями по России, мы находимся примерно на уровне среднего по налоговой нагрузке.

Вопрос справедливости налогообложения в части транспортного налога по-прежнему актуален.

Именно поэтому на уровне федерального законодательства владельцы более дорогих, люксовых автомобилей облагаются дополнительным, более высоким налогом.

Так, действует так называемый в народе «налог на роскошь» или повышающий коэффициент: на авто стоимостью от 3 млн. рублей к основной сумме применяется коэффициент удорожания.

«90% автолюбителей в Кузбассе платят меньше, чем в среднем по стране и меньше, чем в среднем по Сибири. Это те люди, для которых автомобиль – средство передвижения, возможно, заработка и коммуникации, но не предмет роскоши. Чем дороже имущество, тем больше расходы на уплату налогов. Думаю, это справедливо. Дорогой автомобиль с мощным двигателем стоимостью 4—5 млн. или снегоход и яхта – это, безусловно, статусные, имиджевые вещи, которые я лично не считаю жизненно необходимыми. Но возможность их иметь у владельца никто не вправе отнять, это принципиальный момент. Тут возникает лишь вопрос выбора. Их будущий владелец должен сопоставить для себя стоимость транспорта, его содержания, его эксплуатации, страховки. И конечно, объём налоговых последствий для себя», – подчеркнул Сергей Николаевич.

В других регионах существуют свои практики решения сложного вопроса о транспортном налоге. Например, субъект может ввести понижающий коэффициент – тогда за более старый автомобиль владелец будет платить меньше. Сергей Ващенко отмечает, что такая логика тоже имеет свои недостатки: с одной стороны, под такую «скидку» несправедливо попадают дорогостоящие раритетные машины, а с другой, эта мера стимулирует путем снижения налогов сохранять старые автомобили, от которых, напротив, необходимо избавляться. Они наносят существенный урон экологии за счет выбросов в атмосферу и, кроме того, зачастую ненадежны и даже опасны в силу своей изношенности. В некоторых европейских странах старые машины низкого экологического класса вообще запрещены. В том числе поэтому в России действует, например, федеральная программа утилизации старых авто.

Депутат отметил, что ставки транспортного налога в Кузбассе не пересматривались и не увеличивались с 2011 года, несмотря на изменяющиеся экономические условия и общий рост цен. Расхожая мысль о том, что налоги растут, в этом случае – ошибка. Однако за этот же период стоимость бензина выросла практически вдове, а стоимость полиса ОСАГО – больше чем в два раза.

Транспортный налог – это главный источник формирования регионального дорожного фонда и гарантия хорошего состояния дорог. Все, без каких-либо исключений, собранные в рамках транспортного налога деньги направляются на содержание, ремонт и строительство автомобильных дорог в регионе. За 2019 год в Кузбассе за счет транспортного налога собрали более 2 млрд. 200 млн. рублей. За счет этих средств обеспечивается не только благоустройство дорог, но и, что очень важно, их безопасность и безопасность водителей, пассажиров и пешеходов.

В Кузбассе действует ряд региональных льгот по транспортному налогу для физических и юридических лиц. На законодательном уровне закреплена поддержка социально незащищенных групп населения – их освобождают, полностью или частично, от дополнительных финансовых обязательств. От транспортного налога освобождены, например, пенсионеры, получающие страховую пенсию по старости, инвалиды I, II и III групп, получающие страховую пенсию по инвалидности или пенсию по инвалидности. Также налог могут не платить один из многодетных родителей и родителей, опекунов и попечителей ребенка-инвалида. Допустим, многодетная семья с пятью ребятишками и микроавтобусом с мощностью двигателя 220 л.с. совсем не будет платить за 200 из них. Для большинства категорий установлены предельные суммы транспортного налога, от которых гражданин может быть освобожден. Также по региональному закону от налога освобождены медицинские учреждения, организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, реабилитационные центры и центры социальной помощи для детей и семей, общественные организации инвалидов и другие. От транспортного налога в регионе освобождены владельцы транспорта с электрическими двигателем с 1 января 2019 года до конца 2023 года. Эта законодательная мера направлена, прежде всего, на заботу об экологии Кузбасса.

Будущее – за экологичным транспортом, и, хотя сейчас массовым его назвать нельзя в силу многих факторов, законодательство поддерживает его владельцев.

Подробно со всеми условиями, на которые предоставляется льгота по транспортному налогу, вы можете ознакомиться по ссылке.

Какую систему транспортного налогообложения справедливой считаете вы?


Подписывайтесь на нашу страницу новостей "Кузбассский вестник" в telegram.