Агломерация — это дополнительные возможности развития регионаНИА-Кузбасс / Новости Кемерово и Новокузнецка
В марте региональный парламент КуZбасса принял закон об агломерациях в регионе. Закон определил порядок создания и ликвидации агломераций, в том числе принципы их развития. К ним отнесены рациональное природопользование, сохранение природного и историко-культурного наследия, обеспечение доступа к природным и культурным ценностям, а также учет интересов и мнения населения и бизнеса при планировании социально-экономического развития агломераций.
Как считают эксперты, закон, во-первых, юридически закрепляет исторически сложившийся расклад в регионе, а во-вторых, позволит КуZбассу в будущем участвовать в федеральных программах развития агломераций. Сегодня к созданию агломераций готовится 37 регионов, но законодательно статус закреплен лишь в трех регионах — КуZбассе, Томской и Белгородской областях. В основу развития агломераций ставится комплексный подход и содействие развитию межрегионального и межмуниципального сотрудничества. Целью создания агломераций является обеспечение устойчивого экономического роста, инвестиционной привлекательности и улучшения качества жизни населения КуZбасса за счет сбалансированного социально-экономического и пространственного развития территорий, входящих в агломерации. Предполагается, что это снимет ряд барьеров, сложившихся между муниципалитетами, приведет к улучшению дорожно-транспортной, энергетической и иных инфраструктур. Кроме того, формирование агломераций даст возможность готовить крупные проекты по их развитию и привлекать деньги из федерального бюджета на реализацию. «Депутатский корпус привлек экспертов, в том числе из Государственной Думы, представителей муниципалитетов, общественников для разработки законопроекта. Для дальнейшего пространственного развития региона было необходимо определить в законе само понятие агломерации. Большим преимуществом КуZбасса являются развитая транспортная инфраструктура, высокая урбанизированность региона — 86% составляет доля городского населения», — отмечает председатель Законодательного собрания Кемеровской области-КуZбасса Алексей Зеленин. Существенное отличие кузбасского проекта агломерации — наличие двух центров притяжения. Это так называемая полицентрическая модель. «У нас в КуZбассе нет единого административного или экономического центра: Кемерово и Новокузнецк — города, которые являются ядрами экономического развития. По сути, исторически агломерации существуют, сегодня это просто перевели на юридические рельсы, — считает проректор КузГТУ, кандидат экономических наук Наталья Кудреватых. — Одна из ключевых особенностей агломерации — маятниковая миграция жителей, зачастую ежедневная. Мы знаем колоссальное количество семей, которые живут, например, в Прокопьевском округе, а работают в Новокузнецке. Для жителей агломерация — это расширение спектра услуг, доступ к крупным медицинским, спортивным образовательным и культурным центрам. И, конечно же, это более широкие возможности для выбора места работы». Кроме того, эксперт считает, что агломерации будут способствовать реализации масштабных инфраструктурных проектов, которые муниципалитеты смогут строить на условиях софинансирования. В качестве примера можно привести исторически сложившуюся единую систему водоснабжения у Прокопьевска и Киселевска или общее теплоснабжение — у Осинников и Калтана. Теперь подобные проекты могут быть реализованы на территориях по их совместной инициативе. «Вся идея с агломерацией мне кажется крайне актуальной с точки зрения акцентов пространственного развития. Это очень интересный кейс для федерации — как отдельный регион может внутри себя развивать горизонтальные связи и коммуникации: транспортные, логистические и так далее. Это все про повышение качества жизни, важно чтобы люди хотели жить, развиваться и оставаться в родном регионе», — считает директор департамента региональных программ ЭИСИ Дарья Кислицына. Накануне в прямом эфире радио «Маяк-КуZбасс» губернатор Сергей Цивилев особо подчеркнул необходимость развития внутрирегиональной транспортной схемы, которая свяжет не только города-ядра, но и прилегающие к ним территории. На сегодня протяженность дорожной сети в КуZбассе — около 22 тыс. километров. В этом году на развитие дорожной сети в регионе будет выделено около 10 млрд рублей из бюджетов всех уровней. В результате доля дорожной сети Кемеровской и Новокузнецкой городских агломераций, приведенная в нормативное состояние, к 2024 году достигнет 85%. 46,6% дорог регионального и межмуниципального значения также приведено к нормативу, в 2023 году этот показатель должен достичь 50%. В июле 2020 года завершен капремонт дороги Кемерово – Новокузнецк. Она объединила север и юг КуZбасса. С учетом автомагистрали Кемерово – Ленинск-Кузнецкий время в пути между двумя столицами региона сократилось в два раза: соблюдая скоростной режим, добраться из одного пункта в другой можно за 100 минут. Также запланировано выделение субсидии в размере 2 млрд 50 млн рублей из областного бюджета 25 муниципальным образованиям на ремонт, реконструкцию и строительство улиц и дорог в территориях КуZбасса. «Создание агломерации, как и любой процесс глобализации, предполагает более эффективное использование ресурсов. Соответственно, создав агломерацию, мы позволим себе более рационально подходить к потенциалу муниципальных образований. И конечно, все проекты, которые будут направлены на увеличение финансирования, также будут привязаны к вновь созданным агломерациям. Это позволит, особенно после принятия федерального закона, выделять дополнительные средства по программам, направленным на социально-экономическое развитие агломераций. Поэтому их создание принесет абсолютно положительный эффект для региона в целом и для городов в частности, — подчеркивает к. э. н., доцент, заведующая кафедрой КемГУ Елена Жидкова. — К тому же мы должны понимать, что развитие агломерации предполагает улучшение обеспечения инфраструктурой и в принципе повышение эффективности управления бюджетными средствами». Подписывайтесь на нашу страницу новостей "Кузбассский вестник" в telegram.
|