Погода °C
USD 94.32
EUR 100.28
Поиск:
 
erid: 2VtzqupMsJu

Главный эколог СГК Константин Кушнир: «Нет такого решения, которое само по себе может сделать воздух чистым»

НИА-Кузбасс / Новости Кемерово и Новокузнецка

SGK Kushnir31 марта заместитель технического директора СГК по охране окружающей среды Константин Кушнир в прямом эфире Инстаграм-аккаунта компании пообщался с подписчиками и ответил на самые актуальные вопросы, которые ставит экологическая повестка перед энергетикой. Публикуем ответы, которые прозвучали в эфире.

— Чуть больше недели назад в силу вступил Федеральный закон от 09.03.2021 г. №39-ФЗ, обязывающий власти раскрывать населению экологическую информацию. Буквально через несколько дней СГК опубликовала данные о своих выбросах за 5 лет. Связаны ли эти вещи?

 

— Для СГК ничего в этом плане не изменилось. Мы уже более 20 лет предоставляем данные о своем воздействии на окружающую среду в разные органы власти и более трех лет раскрываем их на своем сайте.

Дело в том, что раньше все эти данные считались конфиденциальными — и часто органы власти отказывались их предоставлять другим. На самой форме документа, по которой мы передаем данные, стоит отметка «Конфиденциально». Теперь они будут открытыми.

В качестве положительного примера открытости хотелось бы отдельно отметить Красноярский край. Там на сайте krasecology.ru не только публикуются данные о состоянии окружающей среды: мониторинга атмосферного воздуха, водных ресурсов и другие, — но и данные о выбросах промышленных предприятий, которые работают в городе. Там можно также посмотреть программы производственного контроля и результаты замеров по ним.

Кроме того, в России уже с 2019 года ведется реестр объектов негативного воздействия, и там можно посмотреть, как они влияют на окружающую среду. Новый закон — по сути следующий шаг к повышению открытости экологической информации.

 

 — Какой объем инвестиций СГК вкладывает в экологические проекты?

 

— За последние 5 лет СГК вложила в проекты, связанные с экологическими задачами, порядка 3,8 млрд рублей.

Ключевые проекты:

    установка электрофильтра и строительство дымовой трубы на Красноярской ТЭЦ-1,

 

    реконструкция электрофильтров на Кемеровской ГРЭС и Бийской ТЭЦ,

 

    реконструкции топочных устройств на ТЭС «Кемеровской генерации»,

 

    установка рыбозащитных сооружений на водозаборах всех ТЭС,

 

    реконструкция очистных сооружений на объектах Кузбасса и ликвидация сбросов на отдельных ТЭС,

 

    реконструкции золоотвалов.

 

И это не считая средств, которые идут на ремонты основного оборудования для поддержания показателей электростанций на должном уровне.

Но нужно понимать, что нет такого решения, которое само по себе может сделать воздух чистым. Экология стоит дорого. И всегда нужно искать баланс между экологией и экономикой.

 

Государство ориентирует нас на более жесткие нормативы. Но мы стремимся их опередить.

 

— Какие планы на 2021 год?

 

— На текущий год у нас запланировано около 800 млн рублей на экологические мероприятия. В первую очередь эти средства пойдут на продолжение экологической модернизации Красноярской ТЭЦ-1 — до конца года будут введены еще 4 электрофильтра. На других станциях запланированы масштабные ремонтные программы на оборудовании, которые также влияют на экологические параметры.

 

— Один из экологических проектов СГК — это установка датчиков непрерывного контроля выбросов. Когда можно будет увидеть первые данные онлайн-мониторинга в Красноярске и кому они будут доступны?

 

— Датчики выбросов уже установлены на красноярских ТЭЦ и сейчас находятся в опытно-промышленной эксплуатации. Они уже прошли сертификацию и проверку, идет процесс обкатки. В наших планах в середине этого года ввести их уже в полную эксплуатацию. Все данные мы будем предоставлять Росприроднадзору, также у нас есть соглашение с Красноярским министерством экологии, и мы будем выгружать на их сайт krasecology.ru, а также дублировать на наших информационных ресурсах.

Мы делаем это значительно раньше, чем от нас требует закон. И для нас — это уникальный опыт, который мы распространим на свои станции. Да и коллеги из других энергокомпаний уже приезжают к нам посмотреть, как это работает. 

 

— Наверное, у всех будет вопрос к достоверности данных, не передает ли СГК в систему те цифры, которые ей выгодны, чтобы показать, что все в норме? Есть там какая-то защита от накрутки? Можно это как-то проверить?

 

— Датчики расположены на отметке 86 метров, вряд ли у кого-то будет желание туда запрыгивать и постоянно что-то подкручивать. Но тем не менее споры вокруг показателей датчиков мы часто встречаем на примере других систем мониторинга. Мы привыкли к тому, что к деятельности СГК всегда много вопросов, и мы готовы на них отвечать, все показывать.

Все наши приборы проходят проверку и поверку, сертификацию и аттестацию. Также предусмотрена возможность контрольного измерения получаемых данных. Рядом с датчиками есть пробоотборное отверстие, и любой независимый эксперт при желании сможет проверить показатели сам. 

 

— В перспективе все станции СГК оснастят такими датчиками и в какие сроки?

 

— Да, все станции с установленной мощностью более 250 МВт будут оснащаться такими приборами. Сначала необходимо получить комплексное экологическое разрешение, и после этого в течение 4 лет мы должны поставить эти датчики и начать передачу данных в непрерывном онлайн-режиме. По утвержденному графику с учетом всех разрешений мы будем устанавливать эти приборы на всех станциях в период с 2024 по 2029 год. 

 

— А эти приборы российского производства?

 

— В большинстве случаев — это импортные приборы. Производителей много. Но мы подбирали те приборы, которые уже установлены на других угольных станциях, чтобы был опыт промышленной эксплуатации. Еще в 2016 году мы побывали в Сербии на электростанциях, которые сопоставимы с нашими по параметрам оборудования и характеристикам угля и выбросов. При разработке своей системы учитывали в том числе их опыт. 

 

 

— Что делает СГК для сокращения газообразных выбросов на своих ТЭЦ, таких как оксиды азота и серы?

 

— Когда мы начали заниматься вопросом снижения выбросов, поняли, что в первую очередь нужно работать над сокращением выбросов твердых частиц, так как именно они формируют смог. Кроме того, эти решения более быстрые и реализуемые. В целом все угли, которые сжигаются на станциях СГК, находятся в достаточно хорошем диапазоне по показателям выбросов. Замеры, которые мы делаем, показывают, что концентрация выбросов диоксида серы колеблется в пределах 300–700 мг на метр кубический, эти значения в разы ниже установленных ГОСТом 1400 мг. Выбросы диоксида серы от предприятий СГК хорошо рассеиваются за счет высоких труб, практически во всех городах нашего присутствия никогда не бывает превышений по этому веществу. В связи с этим мы приходим к выводу, что острой необходимости срочного внедрения сероочистки нет.

Для уменьшения выбросов оксидов азота на станциях, где они были высоки, произведена реконструкция — была либо введена рециркуляция дымовых газов, либо установлены малотоксичные горелки, либо станции переводились на другой тип топлива, например на угли марки Д. Все эти мероприятия позволяют неплохо бороться с оксидами азота и снизить их как минимум на 15%. В будущем, возможно, мы будем внедрять системы восстановления оксидов азота, но на данный момент это крайне сложно. Во-первых, таких технологий, которые бы эксплуатировались на угольных станциях в России, мы не смогли найти, во-вторых, это очень дорогостоящая технология и стоит в разы больше, чем, например, электрофильтр, и реализуется за более длительные сроки. Зачастую мы просто не можем вывести оборудование на столь долгое время, так как оно выполняет еще и важную функцию теплоснабжения. 

 

— Соблюдаются ли нормы предельно допустимых выбросов на предприятиях СГК?

 

— Да, эти нормы соблюдаются. Бывают отдельные разовые превышения, которые в основном связаны с нештатными ситуациями. Но если такое случается, мы их никогда не скрываем и находимся под постоянным контролем. 

 

— Очевидно, что запрос на снижение негативного воздействия промышленных предприятий со стороны жителей становится все сильнее. В этом контексте управлять угольным ТЭЦ непросто. Что планирует делать СГК для того, чтобы удовлетворять запрос общества, адаптироваться под меняющиеся условия?

 

— В первую очередь мы верим, что у угольной генерации есть будущее, так как сегодня существуют технологии, которые позволяют сделать ее зеленой и экологичной. Но для того чтобы это произошло, необходимы инструменты поддержки не только производителей энергии, но и производителей газоочистного оборудования. За последние годы инженерия, занимающаяся очисткой, пришла в упадок, и надо ее восстанавливать.

Но пока идет поиск решений, можно предложить ряд шагов, которые существенно помогут улучшить экологическую обстановку в городах нашего присутствия. Во-первых, найти альтернативу углю для отопления жилых домов. И такие варианты есть. Это переход на электроотопление, но тут тоже много нюансов и требуется время. В этой связи самый рабочий инструмент на сегодня — это замещение неэффективных угольных котельных, которые досаждают жителям в микрорайонах. Тогда КПД выработки тепла повысится, а выбросов в жилмассивах станет меньше. А с учетом того что идет повышение энергоэффективности зданий, эти меры могут успешно друг друга дополнять. С одной стороны, мы берем на свои станции дополнительную нагрузку, но с другой стороны, само потребление тепла падает, потому что здания потребляют меньше тепла, и система в целом становится более эффективной. Параллельно перекладываются сети, что снижает теплопотери. Все это дает серьезный синергетический эффект. К тому моменту, когда эти меры будут исчерпаны, я надеюсь, найдутся инструменты, которые позволят нам привлечь финансовые ресурсы для модернизации угольной генерации.

 

Полный текст на сайте СГК: https://sibgenco.online/news/element/glavnyy-ekolog-sgk-konstantin-kushnir-net-takogo-resheniya-kotoroe-samo-po-sebe-mozhet-sdelat-vozdukh/

 


Подписывайтесь на нашу страницу новостей "Кузбассский вестник" в telegram.